Крайне полезные в современной жизни практические знания.
Цитата из проекта закона, принятого 07.03.2019 в третьем чтении уважаемой Госдумой:
“1. В случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, …”
Вопрос по грамматике: что означает выражение “оскорбить явное неуважение к обществу”?
То есть у вас есть неуважение к обществу, и это неуважение кто-то оскорбил? И за то, что кто-то оскорбил это неуважение, его будут наказывать? Того, кто оскорбил неуважение? За такие “проезжая мимо станции, с меня слетела шляпа” нас ещё в средней школе мордой по столу возили.
Для справки: в уважаемой Госдуме 450 уважаемых депутатов. Плюс 900 уважаемых штатных помощников. На содержание которых вместе тратится больше 10 млрд. рублей в год. Наверняка там есть деньги и на лингвистическую экспертизу текстов на русском языке. И переводчики на русский наверняка есть.
Но грамматика – это мелочи.
У нас уже есть всякие законы об защите от критики, в том числе про “унижение достоинства” разных “социальных групп” (282 УК). Цитата:
Что такое “достоинство”, его “унижение” и что такое “социальная группа”, закон не определяет. Если посмотреть определения, которые дают разные авторы (никто не обязан с ними соглашаться), то “достоинство” – это отношение человека к самому себе, его принципы, самоощущения, идеология. “Социальная группа” – понятие тоже из области самоощущения. Решил человек, что он с друзьями-бандитами составляет социальную группу “бандиты” – значит, так оно и есть.
“Унижением” считается негативная оценка личности, направленная на снижение уважения гражданина к самому себе и уменьшению его престижа в глазах иных людей.
Так вот и получается, что называя бандита всякими нехорошими словами, мы унижаем его достоинство, уважение к самому себе, потому что подрываем его принципы, идеологию – которая заключается в том, что грабить и убивать хорошо и правильно. Нельзя называть бандита плохим человеком, ведь от этого страдает его достоинство, подрываются принципы и убеждения. Как же он теперь жить сможет?
Преступление имеет место, когда виновным лицом произнесены неприятные высказывания, которые привели к унижению достоинства его оппонента. Поскольку “унижение достоинства” – это ощущение, которое полностью зависит от носителя этого “достоинства”, и не поддаётся объективному измерению со стороны, то даже обвинение чиновника в том, что он не пришёл на работу вовремя, может вызвать у него чувство унижения достоинства.
Причём не важно, соответствует ли высказывание реальной стороне дела или нет. Пусть этот член Совета Федерации хоть десять раз вор и убийца, но публикация этой информации в СМИ, например, определённо вызовет у него ощущение “унижения достоинства”. Со всеми последствиями.
Такие вот у нас законы. Они и рядом не лежали с принципами классического права, например, о том, что всякий термин должен быть определён образом, исключающим неопределённо широкое толкование.
Но это были ещё цветочки на фоне новых достижений законотворчества .
Теперь у нас вот-вот появится закон о неуважении власти. А уважение и неуважение – категории неформализованные. Из области чувств-с. Кто будет решать – уважил власть, или не уважил, и на сколько не уважил? Суд? Прокурор? Критериев, что такое неуважение, в законе нет. Поэтому и получается, что всё отдаётся на решение судьи.
А если так, то зачем нужны законы? Можно достигнуть огромной экономии средств, если упразднить все кодексы, а вместо них написать один закон: “Как захотим, так и сделаем”.
Вспоминаю, такое уже было. В 12 веке, примерно. Тогда бумаги не хватало, книгопечатание не изобрели, народ грамоте не разумел. Поэтому князь или боярин сам творил правосудие, в меру своего понимания.
У нас теперь будет примерно то же самое. И поэтому, если высказываешь некое суждение о действиях властей, нужно всегда застраховаться, чтобы твое оценочное суждение не признали “неуважением”. Впрочем, исторически, это решалось простым приёмом: перед упоминанием всяких органов надо было добавить слово “Уважаемый …”.
То есть оговорка как бы автоматически исключает неуважение. На Востоке волшебная формула 800 лет назад была чуть посложнее: “Уважаемый… (наименование органа власти)! Да продлятся твои славные дни тысячу лет, лучезарный, в радости и счастье…” и так далее.
А ещё надо было падать на колени, при появлении боярина, снимать шапку, низко кланяться.
Советую всем эту формулу выучить и употреблять при необходимости упоминания в устной и письменной речи всяких уважаемых органов власти.
Дополнения – для сведения:
1. Статья 128.1 УК РФ. Это про распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь, достоинство и подрывающих репутацию.
2. Статья 561 КоАП РФ с комментариями. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.
3. Статья 319 УК Оскорбление представителя власти. Это про оскорбление и унижение достоинства опять же представителя власти, публично, при исполнении им служебных обязанностей.