Мне повезло – за 20+ лет работы во внутреннем аудите три раза приходилось создавать подразделение внутреннего аудита. С нуля, в чистом поле. В компаниях с непуганым (вследствие отсутствия внутреннего аудита) менеджментом. Это и было самым увлекательным. Представляете, сидят такие себе Балаганов с Паниковским, оглядываясь по сторонам, в сумерках на пустыре попиливают свою гирю, и тут подходит некто и говорит “Здравствуйте”. От неожиданности возможны всякие реакции, и непроизвольные тоже. Что само по себе добавляет интриги.
Причём мои упражнения происходили во всё возрастающем масштабе. Опустим раннее средневековье 90-х годов (когда создавалась компания ЮКОС и мне выпала честь ставить под контроль корпоративного центра благодатную Пензенскую область с её Пензанефтепродуктом). Тогда профессии “внутренний аудит” в нашей стране не было и в помине, а примерно то же самое называлось ёмким словом “смотрящий”.
Потом был Юганскнефтегаз, как раз в период нефтяного кризиса 1998 года, и цена на нефть опустилась до 8 долларов за баррель. Что только не творилось в славном городе Нефтеюганске в те времена! За деньгами за выполненные работы генеральный директор Юганскнефтегаза направлял подрядчиков прямо в мой кабинет. А денег не было. А подрядчики думали, что вот у меня они есть. И было, как вы сами понимаете, весело. Жарким летом полчища гнуса накрыли городок, зарплаты нефтяникам не выплачивались три месяца. Когда веселье достигло апогея, кто-то застрелил мэра Нефтеюганска Петухова. Мне тоже неоднократно обещали, но как-то не сложилось. Всё описанное не имеет никакого отношения к внутреннему аудиту. Но характер закаляет. Что в профессии нашей совершенно необходимо.
А потом кризис закончился, и началась эпоха Ренессанса (по-ихнему, Возрождения). Тут, кстати, зародился Российский институт внутренних аудиторов, и жизнь стала приобретать более цивилизованные очертания.
И вот как-то так случилось, что в компании Сибинтек, в которой я тогда работал, придумали создать подразделение внутреннего контроля. И оно таки было создано. И вступил я в ИВА, и начал разбираться в премудростях всяких заграничных стандартов внутреннего аудита. И пробовать работать в соответствии с ними. Что было достаточно смешно само по себе. Время было не то. И атмосфера – мерзопакостная. Но рыба в Каме – была!
Потом началась история окончания Юкоса, и в результате всяких ветров перемен меня занесло в Якутию, в должность с громким названием “вице-президент по внутреннему аудиту”. Там была достаточно большая национальная нефтегазовая компания по имени Саханефтегаз (которая сейчас благополучно исчезла со всеми её концами). Вот в ней, на залитом солнцем поле, среди непуганых менеджеров, мне и пришлось во второй раз строить внутренний аудит с нуля. Это было, как минимум, забавно.
Потом был короткий, но суматошный период работы в Прайсвотерхаусе, по всяким консультационным проектам на тему “как нам обустроить внутренний аудит”.
А потом была компания СУЭК с примерно 60 дочерними предприятиями и 45000+ персонала. Непуганого. На которую как-то незаметно ушло 6 лет жизни и лет 60 – здоровья. Но это был уникальныйй эксперимент, который невозможно повторить. Где в наше время найдёшь такую большую и девстенно чистую от всякого осмысленного контроля компанию?
Все три описанных случая уникальны тем, что до моего появления и создания внутреннего аудита флора и фауна в этих компаниях были не затронуты цивилизацией. Менеджмент воровал как дышал. Может, быть, даже чаще, чем дышал. Например, в одной из компаний (не будем показывать пальцем) разворовывался примерно один миллион долларов в день (прописью).
Создать с нуля функцию внутреннего аудита в компании – это немного вроде как родить и воспитать ребёнка. Сначала нужно определить конфигурацию службы, подходящую для данной компании, чтобы костюмчик сидел строго по бизнесу. Потом вступить в интимные отношения с мозгом высшего менеджмента и совета директоров, рассказывая, почему надо делать именно так, а не как обычно (через задний проход). Параллельно на полном безрыбье подбирать персонал с нордическим характером и желанием чему-нибудь научиться. И учить его, периодически устраивая отбраковку и искусственный внутривидовой отбор. Да, и ещё собственно работать надо не забывать. Всякие там аудиты, разработки методик, как, собственно, найти мошенника и изящно описать это в отчёте, чтобы он не обиделся.
Мой “ребенок” – как-то так всегда получалось – занимался не только внутренним аудитом в чистом виде, но также и внутренними расследованиями, выявлением и противодействием мошенничеству, оценкой рисков определённых процессов и проектов. В меру своей испорченности.
По ходу дела накапливался опыт выращивания таких вот “детей” и всякие приёмы и мысли по поводу его воспитания. Да и сам внутренний аудит за всё это время прошёл большой путь и сильно изменился. Нет, люди-то совсем не изменились. Они всё те же – воруют всё, до чего дотянутся. Я их за это не осуждаю, такова человеческая природа. Разве что развитие технологий их несколько испортило. Гугл заменил знания, а способность писать отчеты буквами была утрачена и уступила своё место наскальным рисункам в Powerpoint. Тут ещё подоспели всякие большие данные, технологии интернета вещей, и особливо доставляющие псевдоискусственные интеллекты.
Опыт, как надо делать, и как не надо, накоплен огромный. Путём проб и ошибок, конечно. Другого пути не существует. Но мне всегда помогал избежать большого количества ошибок одно правило, который я использую везде и всегда – правило непрерывного совершенствования. Это когда каждый раз вы делаете, то что делаете, но на совсем немножечко лучше, чем вчера. Но обязательно лучше.
Так вот, возвращаясь к внутреннему аудиту. Решил собрать в этом разделе свои мысли по поводу внутреннего аудита, что это такое, как его едят и чем закусывают. Итак, начинаем:
21.03.2019 С чего начинать аудит? Результаты опроса и разбор ответов. Читать: здесь.
“А также в области балета” – о судьбе внутреннего аудитора. Юноше, обдумывающему житьё. Стоит ли лезть в эту профессию и чем это кончится.
“Учимся готовить рыбу фугу” – пособие для менеджмента, как выжить в неравной схватке с аудитором.
“Если тебя укусит строитель” – за что я и менеджмент любим капстрой.
“Когда я слышу слово культура” – что такое корпоративная культура и её аудит.
“Fast track audit” – методическое пособие, как на самом деле надо проводить аудит.
“Будущее внутреннего аудита” – куды бечь внутреннему аудитору от неминуемого будущего…
“Царский шут – это профессия” – откуда пошла быть профессия внутреннего аудитора.
“Курс молодого бойца, или как закалялась сталь” – кадры решают всё. Про правильный подбор кадров во внутренний аудит.
“Такие нам тоже нужны” – про то, что кроме капусты, в штате внутреннего аудита надо держать и мясные закуски.
“Про доверие” – между внутренним аудитором и менеджером. Продукт полного непротивления сторон.
“Что есть должностная инструкция?” – про то, как мотивировать немотивируемых. Без всякой мотивации.
“Про всякие определения и маленьких мышек” – внутренний контроль. Определение неопределённого.
“Тренинг: Использование технологий больших данных (Big Data) и интеллидженс во внутреннем аудите” – как современные технологии изменяют внутренний аудит. Чтобы не отстать от поезда, надо бежать впереди паровоза.
“Так у вас большие данные или маленький компьютер?” – настоящее и правильное определение больших данных. Придумал сам.
“Аудиторы! Настойчиво овладевайте системами АСУ ТП!” – Юноши и девушки! Настойчиво овладевайте друг другом знаниями!
И ещё есть много всяких интересных заметочек. Постепенно положу их сюда все. Следите за обновлениями этой странички.
И еще не забудьте почитать мою теорию внутреннего контроля и другие материалы по теме “внутренний контроль” – вот здесь.